В лес с фотокамерой. Алексей ВАСИЛЬЕВ. СФ №9/ 1985 г

Алексей ВАСИЛЬЕВ. «Советское Фото», № 9, 1985           Урбанизация оставляет все меньше возможностей для общения современного человека с природой, его естественной средой обитания. Поэтому понятно и, наверное, биологически оправдано стремление городских жителей проводить свободное время вне города. Отсюда — растущее в геометрической прогрессии число туристов, путешественников, просто людей, отдыхающих на природе. Этим же, по всей вероятности, объясняется желание запечатлеть полюбившиеся уголки природы, получить возможность общения с ними с помощью фотографии в долгие месяцы вынужденного пребывания в городе. Неудивительно, что среди фотографических жанров пейзаж занимает первое место и количественно успешно конкурирует с традиционными «фотографиями для семейного альбома». Но, к сожалению, авторов пейзажных снимков часто ждет разочарование: ландшафты, которыми восхищался фотограф, на снимках выглядят серыми и невыразительными. И друзьям, рассматривающим фотографии, порой невозможно объяснить, как все на самом деле было хорошо и красиво. В какой-то степени это естественно. Природа воспринимается нами посредством всех органов чувств в своем движении и с помощью движения нашего. Фотография же — мгновенный продукт только зрения, причем зрения с ограниченным полем, не цветного (если снимок черно-белый), не объемного, с очень малыми по сравнению с глазом разрешающей способностью, глубиной резкости и интервалом воспринимаемых яркостей. Объективно говоря, при таких ограниченных возможностях получить мало-мальски приемлемый аналог натуры очень трудно. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо овладеть целым рядом технических и художественных приемов, усвоить основные принципы специфического фотографического видения. Эти знания и навыки и отличают «квалифицированного» фотолюбителя от обычного владельца фотоаппарата, который работает по принципу: увидел, понравилось — щелкнул — проявил — отпечатал. Несомненно, конечный результат съемки зависит от опыта и творческих возможностей каждого автора. Тем не менее некоторые советы могут оказаться полезными, избавят фотолюбителей от необходимости попусту тратить время. На долю снимков, сделанных в лесу, приходится добрая половина пейзажей, поэтому особенности такой съемки есть смысл рассмотреть отдельно. Прежде всего нужно запомнить, что одно из основных качеств любого выразительного снимка — лаконичность. На фотографии не должно быть большого количества мелких, хаотично расположенных деталей, не имеющих самостоятельного смыслового значения. Выполнение этого условия особенно актуально при съемке деревьев, когда обилие веток, стволов, валежника засоряет изображение, делает композицию рыхлой, затрудняет восприятие сюжетного центра. При выборе и построении кадра нужно прежде всего, как и в любой фотографии, определить объект съемки. В нашем случае это будут какие-то деревья. Вряд ли стоит снимать лес «вообще». Выбранное дерево или их труппа должны привлекать внимание оригинальной формой, цветом, эффектным освещением или ритмом в расположении стволов, веток.     

 
 
Hosted by uCoz